dmatveev (dmatveev) wrote,
dmatveev
dmatveev

Category:

Думы про естество с ипостасию

Все-таки в удивительной ситуации мы, православные христиане, живем.

Вот как, по какой логике формируется содержание религии? Вроде бы так: происходит событие, опознаваемое некими людьми как откровение. Это чувство охватывает все больше людей, образуется сообщество веры. Оно хранит память об исходном откровении в виде ритуалов, мифов, гимнов. И только по прошествии большого времени может начаться что-то типа философской рефлексии. За основу, ясное дело, берутся образы тех же мифов и гимнов... Сколько, скажем, времени от Вед до Упанишад? Первые, допустим, писались начиная века с XVI, вторые -с VIII... Даже греческая философия становится религиозной не сразу, а, в общем, с Пифагора и затем Платона. Иудаизм приобрел философию только с Филона под влиянием тех же греков (ну, потом расцвет под арабами, Каббала и т.п.), а так - псалмы и молитвы.
В христианстве мы кое-где видим обратный процесс! Оно на эллинской почве почти сразу стало в т.ч. и философией.  Возник христианский догмат как концептуальное выражение веры. Мысль приобрела ключевое религиозное значение. И, в порядке, обратом обычному, догматика влияет на литургику. У нас есть особый род песнопения "догматик", ярчайший пример: "един есть Сын, сугуб естеством, но не ипостасию". Философским языком запела гимнография!  Где, кроме христианства, еще есть такое?
В догматизации есть существенные плюсы, но есть и большие минусы. Мысль "воцерковилась", но  к "воцерковленной" мысли стали относиться  в определенном смысле так же, как к ритуалу: не дай Бог что-то изменить. Т.е. в духе, противоположном природе мысли. Столь мощное вовлечение ума в веру вдруг обернулось обратной тенденцией его отключения. Не так думаешь? Еретик!
А что происходит, когда богослужебный чин со встроенной философской терминологией попадает ко вчерашним дикарям, горным или лесным, какими были те же славяне? Что понимается, что усваивается? И за какое время? Тут не до того, Кто такой Христос, важнее, посолонь или противусолонь ходить, и сколько-перстие... А когда, наконец, богословская спячка кончается (в России это 2-я половина XIX в.), оказывается, что мышление в мире уже совсем иное. В терминах "природы-ипостаси" уже никто, включая самих богословов, не думает, не живут они больше, природы-ипостаси. Античный философский паровоз давно ушел, уже и схоластический давно ушел. А ехать куда-то надо, богословие актуализировать надо. Но страшно всерьез переработать старый язык. Мы-де не безродныя протестанты всякия. И Флоренский с Булгаковым строят (в ХХ-то веке!) гностические софианские схемы в античном духе, а Флоровский с Лосским не находят ничего лучше, чем заявить, что греческая терминология вечна, и у отцов есть ответы на все вопросы, и даже их "ипостась" - это уже и есть предвосхищенная современная "личность"...
Tags: богословское, это все греки придумали
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments